Пасхальное псевдо-чудо
«Что же происходит в Иерусалиме на самом деле? Снисхождение Благодатного огня — это чудо или миф? Об этом, накануне Светлого Христова Воскресения, мы побеседовали с кандидатом богословия, доктором исторических наук, старшим научным сотрудником Института истории материальной культуры, православным диаконом Александром Мусиным.
Иллюстрации взяты из книги Biddle M. The Tomb of Christ. Thrupp — Stroud: Sutton Publishing, 1999
1. Кувуклия (часовня Гроба Господня в Иерусалиме в храме Воскресения Господня). Слева дверка в виде-иконы.
2. Дверька в виде иконы в Кувуклии, за которой и хранится лампада от которой зажигают Благодатный огонь.
Христианство живёт и действует величайшим чюдом: чудом Воскресения Христа — не только Бога, но и Человека.
Церковь живёт величайшим чудом — каждыц день туда, где собраны во имя Его двое или трое — приходит Он Сам. Воскресший.И, я думаю, надо забывать это чудо, или не очень сильно верить в него, что бы людей пичкать сказками о мнимых чудесах.
Мнимых — значит несуществующих.
Иначе говоря — пичкать враньём.Нельзя давать людям камень вместо Хлеба.
И именно таким камнем, я считаю, является басня о том, что огонь в Иерусалиме сходит сам собой.На самом деле, это — благочастивый обряд.
Патриарх Иерусалимский во время этого обряда зажигает свечу от лампады, скрытой за дверцей-иконой.По ссылке, которую даёт френд приводят даже фотографию этой дверки-иконы. (см. выше)
it
Чудесное снисхождение Благодатного огня — это миф или реальность?
Самое главное чудо — это вовсе не Благодатный огонь, нисходящий в Великую Субботу, а то, что, несмотря на множество искажений, имевших место на протяжении истории христианства, Церковь жива и будет жить «до скончания века». Это свидетельство того, что Церковь поддерживает сам Господь Бог, что в Ней присутствует Святой Дух и никакие человеческие глупости и подлости не способны Его из Церкви изгнать. О чем здесь идет речь? Давайте вспомним одного из ранних церковных историков, отца церковной истории, Евсевия Кесарийского, который на страницах своей книги, написанной в IV веке, сказал очень верную вещь:
«Да не будет того, чтобы в доме Отца всякой истины, в доме Иисуса Христа, который есть Церковь Христова, придумывались разные небылицы ради прославления имени Божиего».
В истории с благодатным огнем мы сталкиваемся именно с такой выдумкой. Это некий миф, который, казалось бы, должен возвеличить Церковь. Прежде всего, Православную. Но на самом деле, происходит обратное. Из-за таких вот псевдо-чудес имя Божие начинает быть «поношаемо» у всех народов земли.
То, что происходит во время обряда зажжения огня на Пасху в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, некогда происходило в каждой христианской общине. Если мы обратимся к современной литургической традиции Католической Церкви, то мы увидим, что в ней этот обряд совершается до сих пор. Он сохранился в силу большего архаизма богослужебной традиции Римской Церкви. У нас же, в православной традиции, прежде всего из-за многочисленных литургических реформ, изначальная простота богослужения, связанного с возжжением огня на Пасху была, к сожалению, утрачена.
Давайте вспомним чинопоследование любой воскресной службы. Обряд входа: открываются царские врата, хор поет «Свете тихий», и медленно процессия принесения зажженной свечи, со священником во главе, выходит из северных врат алтаря и заходит в центральные. Именно это является сутью вечернего богослужения. Это заимствовано из богослужения синагоги, потому что в еврейской и в раннехристианской традиции было в норме каждый вечер зажигать новый огонь в доме и благодарить за него Бога.
Понятно, что та пасхальная вечерня — служба Великой Субботы, когда и зажигается огонь в святой Кувуклии (часовне на месте Гроба Господня) в Иерусалиме и есть вечерняя служба. Почему этот самый обыкновенный, вполне доступный обряд превратился в такое псевдо чудо? Отчего вокруг него так много суеты, физических и меркантильных спекуляций? Могу сказать, что очень часто в праздник Пасхи суета вокруг Благодатного огня, доставляемого из Иерусалима, подменяет радость о воскресшем Спасителе, что, естественно, с церковной точки зрения недопустимо.
В прежние времена в России уделяли столько внимания Благодатному огню?
На Руси, конечно же, знали, что есть некое событие, которое происходит в Иерусалиме. Уже в начале XII века, игумен Даниил, ходивший в паломничество к Святому Гробу Господню, писал о снисхождении огня как о чуде. Но в его рассуждениях, в его описании паломничества, есть моменты, которые позволяют нам понять, что в то время было очень много споров: является ли этот огонь чудом, которое сходит с неба или же это огонь, который иерусалимский епископ возжигает на Пасху, как любой священник, совершающий пасхальную службу в своей общине. Надо сказать, что до конца XIX века, до массового паломничества русских людей в Палестину, этот миф про Благодатный огонь не был распространен на Руси и на христианском востоке в частности.
Давайте вспомним, что первое свидетельство о том, что на Гроб Господень в Великую Субботу сходит Благодатный огонь, принадлежит французскому паломнику Бернарду. Это свидетельство датируется примерно 870 годом. Любопытно, что Святейший Патриарх Фотий, который к тому времени собирал свою знаменитую библиотеку, пытаясь в ней объединить все наиболее значимые явления христианской жизни, описывает, примерно во тоже время события, связанные с пасхальным богослужением в храме Гроба Господня, но ни разу не упоминает о том, что там имеет место какое-то чудо. В Византии об этом псевдо-чуде впервые начинают говорить при императоре около 940-ых. Появляется некое сочинение, принадлежащее царскому писарю Никите.
Этот миф, в первую очередь, произвел впечатление на западных паломников. Быть может, потому, что в то время этот обряд был либо подзабыт, либо утрачен. А на Востоке хорошо понимали, что происходит и прекрасно отдавали себе отчет в том, что это, конечно же, священный огонь в том смысле, что это — огонь, возжигаемый на Пасху, но никакого сверхъестественного происхождения за этим огнем не скрывается.
Надо упомянуть одного из первых церковных деятелей XIX века, епископа Чиверинского Порфирия (Успенского). Этот великий историк и церковный археолог оказался в середине 40-х годов на Святой Земле и организовал там Русскую Духовную Миссию. Она была призвана помочь русским паломникам почувствовать себя в Палестине, как дома. Епископ Порфирий здесь впервые столкнулся с рассказом о Благодатном огне, и тогдашний местоблюститель патриаршего престола в Иерусалиме признался ему, что он из года в год возжигает тот самый огонь, который люди считают чудесным, от скрытой лампады, которая находится в Кувуклии.
В начале ХХ века известный российский ученый Игнатий Крачковский собрал все сведения, касающиеся Благодатного огня, которые содержатся у арабских писателей. Эта работа была опубликована в журнале «Христианский Восток». Крачковский отлично продемонстрировал, что арабы, уже начиная с Х века, знали истинную суть происходящего. Однако арабские авторы не могли поверить, что огонь зажигается просто от скрытой за движущейся иконой лампады. Они предполагали, что имеет место какая-то хитрость. Они думали, что огонь зажигается сам по себе с помощью какого-нибудь хитроумного химического приспособления. Они даже представить себе не могли, что может иметь место такой обман.
Здесь конечно, необходимо привести одно из главных свидетельств Русской Православной Церкви в пользу того, что мы имеем дело с обычным обрядом. Это глубокое по своей научной мысли и по проникновению в суть литургического явления, произведение профессора Санкт-Петербургской духовной академии, знаменитого литургиста, пожалуй, самого главного литургиста ХХ века Николая Дмитриевича Успенского. В 1949 году он произнес т.н. Актовую речь. Это добрая традиция любой духовной школы. На престольный праздник, помимо Божественной литургии, бывает актовый день. Собирается и профессорско-преподавательская корпорация, все студенчество, приходят выпускники. Тогда, по поручению духовного совета академии, один из профессоров произносит речь на заданную тему.
Можно оставить в стороне политическую подоплеку, почему именно в 1949 году совет Ленинградской духовной академии поручил Успенскому рассказать подлинную историю Благодатного огня. Николай Дмитриевич проработал к тому времени достаточное количество служебников Иерусалимской традиции, и с помощью тех самых обрядов и молитвословов, которые прописаны в этих служебниках, он прекрасно показал, что, на самом деле, никакого чуда нет. Накануне службы Великой Субботы, в самом храме Гроба Господня вымываются лампады и с особыми молитвами должен быть в них зажжен новый пасхальный огонь. Вот, собственно, такова история с церковно-исторической точки зрения.
происхождения за этим огнем не скрывается.
Надо упомянуть одного из первых церковных деятелей XIX века, епископа Чиверинского Порфирия (Успенского). Этот великий историк и церковный археолог оказался в середине 40-х годов на Святой Земле и организовал там Русскую Духовную Миссию. Она была призвана помочь русским паломникам почувствовать себя в Палестине, как дома. Епископ Порфирий здесь впервые столкнулся с рассказом о Благодатном огне, и тогдашний местоблюститель патриаршего престола в Иерусалиме признался ему, что он из года в год возжигает тот самый огонь, который люди считают чудесным, от скрытой лампады, которая находится в Кувуклии.
В начале ХХ века известный российский ученый Игнатий Крачковский собрал все сведения, касающиеся Благодатного огня, которые содержатся у арабских писателей. Эта работа была опубликована в журнале «Христианский Восток». Крачковский отлично продемонстрировал, что арабы, уже начиная с Х века, знали истинную суть происходящего. Однако арабские авторы не могли поверить, что огонь зажигается просто от скрытой за движущейся иконой лампады. Они предполагали, что имеет место какая-то хитрость. Они думали, что огонь зажигается сам по себе с помощью какого-нибудь хитроумного химического приспособления. Они даже представить себе не могли, что может иметь место такой обман.
Здесь конечно, необходимо привести одно из главных свидетельств Русской Православной Церкви в пользу того, что мы имеем дело с обычным обрядом. Это глубокое по своей научной мысли и по проникновению в суть литургического явления, произведение профессора Санкт-Петербургской духовной академии, знаменитого литургиста, пожалуй, самого главного литургиста ХХ века Николая Дмитриевича Успенского. В 1949 году он произнес т.н. Актовую речь. Это добрая традиция любой духовной школы. На престольный праздник, помимо Божественной литургии, бывает актовый день. Собирается и профессорско-преподавательская корпорация, все студенчество, приходят выпускники. Тогда, по поручению духовного совета академии, один из профессоров произносит речь на заданную тему.
Можно оставить в стороне политическую подоплеку, почему именно в 1949 году совет Ленинградской духовной академии поручил Успенскому рассказать подлинную историю Благодатного огня. Николай Дмитриевич проработал к тому времени достаточное количество служебников Иерусалимской традиции, и с помощью тех самых обрядов и молитвословов, которые прописаны в этих служебниках, он прекрасно показал, что, на самом деле, никакого чуда нет. Накануне службы Великой Субботы, в самом храме Гроба Господня вымываются лампады и с особыми молитвами должен быть в них зажжен новый пасхальный огонь. Вот, собственно, такова история с церковно-исторической точки зрения.историческую оценку как самому «огню Великой Субботы», возжигаемому в Иерусалиме, так и распространившейся в последнее время практике его чрезмерного почитания в дни празднования Светлого Христова Воскресения». Ответа так и не последовало. В этом году, как и прежде, 1 апреля в Израиль за Благодатным огнем прибудет многочисленная российская делегация.